And Now Pleasure

Cessna 172 Skyhawk — характеристики, история, причины популярности

Cessna 172 Skyhawk

Вездесущий Skyhawk

Cessna 172 — одномоторный моноплан с высокорасположенным крылом и цельнометаллическим корпусом. Задумывался как «летающий автомобиль», а стал «легендой», «классикой» гражданской авиации и «летающей партой».

Один из самых популярных монопланов в истории авиации. В период с 1956 по 2020 г., продано примерно 43000 самолетов, включая модификации.

Пандемия вообще положительно сказалась на объеме авиаперевозок и спрос на легкие самолеты вырос. В 2020 году был продан 241 самолет Cessna 172SP и Skyhawk снова стал самым продаваемым самолетом гражданской авиации в своем классе. Для сравнения — в 2019 году продано 126 шт.

Cessna 172 Skyhawk который можно купить с производственных линий в Уичито, штат Канзас сегодня, имеет следующие характеристики:

Максимальная крейсерская скорость230 км/ч
Максимальная скорость полета302 км/ч
Максимальная дальность полета1185 км
Максимальная высота полета4267 м
Максимальный взлетный вес1157 кг
Полезный объем топлива201 л
Вместимость багажа54 кг
Максимальное количество человек4

На новый Cessna 172, установилась цена минимум 432000 долларов.

Как видно из ТТХ, это не самый резвый самолет по современным меркам, да и для участия в конкурсах красоты он тоже не предназначен. Skyhawk получился каким-то целостным, в нем простота конструкции сочетается с технологичностью — такое комфортное ретро с современной авионикой Garmin G1000 NXi; в салоне удобные кресла с возможностью регулировки, кондиционер, светодиодная подсветка, и даже USB-разъемы.

На сайте Textron Aviation можно скачать рекламную брошюру (мы ее перенесли себе  для вашего удобства), в ней есть детальное описание нового самолета.

Причина №1 — многоцелевой

Первый серийный Cessna выпустили в 1956 году и он сразу стал популярным. В Америке хорошо развита сеть малых взлетно-посадочных полос, а легкому Цессна достаточно было 200 м для взлета и 400 м для посадки, к тому же он способен приземлиться даже на грунтовой ВПП. На тот момент, это стало явным конкурентным преимуществом.

На старте продаж цена базовой модели составляла 8995 долларов США. За первые 5 лет производства продано 4195 машин.

Как в 50-е годы, так и сегодня, на 172-м летают не только частные пилоты, влюбленные в небо, он отлично подходит для коммерческого использования. И здесь одно другому не мешает.

Вот самые популярные примеры:

  • обучение пилотированию — используют летные школы и частные инструкторы;
  • аренда самолета — для самостоятельного пилотирования;
  • ближние перевозки — деловые и частные, чтобы быстро добраться до удаленных или труднодоступных мест;
  • воздушный туризм — благодаря расположению крыльев и панорамному остеклению, из кабины 172-го отрывается обзор 360 градусов; можно организовать короткую обзорную экскурсию, романтическое свидание, фото или видеосъемку, например, полета над русским севером;
  • состоит на вооружении ВВС различных стран — чаще используют как летный тренажер, а также для топосъемки и перевозки раненых.

Причина №2 — бесчисленное множество модификаций

Ведя разговор о Cessna 172, невозможно игнорировать его историю. За 66 лет, выпущено более 25 базовых моделей самолета Cessna 172 и мы не возьмемся подсчитать сколько же их было на самом деле. Каждая новая модель несла в себе те или иные изменения о которых сложно рассказать в одной статье, но некоторые моменты хочется упомянуть.

Быстрый взлет

Впервые прототип 172-го презентовали в ноябре 1955 года. В наследство от предшественника, четырехместного моноплана Цессна 170, ему достались: цельнометаллический корпус, количество двигателей, трехколесное шасси, высокорасположенное крыло с V-образными стойками.

Из нового — изменилось хвостовое оперение; появился комплект приборов для визуального полета, небольшой багажный отсек, салон стал комфортнее. Что касается шасси, то оно осталось трехопорным, но стойку изменили и переднее колесо стало поворотным; теперь все процессы на земле, в том числе рулежка упростились.

Движущая сила — шестицилиндровый поршневой мотор Continental O-300, мощностью 145 л.с. Межремонтный период такого двигателя составлял 1800 часов. Попытка устанавливать более сложные модели Continental не увенчалась успехом — при использовании на низких оборотах, возникали проблемы с надежностью.

К 1960 году, конструкторы изменили хвостовое оперение и предусмотрели крепления для поплавковых шасси, это расширило область применения самолета.

В 1965 году вышла модель 172F, которую по лицензии собирали во Франции. На ее базе разработан T-41A Mescalero — первый учебно-тренировочный самолет для ВВС США.

Отзыв: «Эти самолеты очень хорошо построены и всегда будут нашим первым выбором для летной подготовки». Epic Flight Academy, США.

С 1968 года, Cessna ставит на свои самолеты двигатели компании Lycoming Engines. Первым стал мотор серии O-320 мощностью 150 л.с., это на 5 л.с. больше, чем у Continental. Минимальные требования — топливо с октановым числом 80/87 или 100, в зависимости от модификации.

Все попытки Cessna установить на Skyhawk более сложные двигатели, значительно увеличивали стоимость самолетов и расходы на их обслуживание. Модели FR172 Reims и R172K Hawk XP, в разное время производили по лицензии в Европе с инжекторным двигателем Continental серии IO-360, но не получили распространение.

Cessna 172RG Cutlass примечателен тем, что оснащен винтом с изменяемым шагом, двигателем Lycoming O-360-F1A6 мощностью 180 л.с. и убирающимися шасси. Все это позволяло развивать крейсерскую скорость до 260 км/ч и улучшило взлетные характеристики. Цена была на 19000 долларов выше, чем у базовой модели того же года выпуска.

В основном закупался летными школами США как сложный тренажер, налет на таком необходим для получения лицензии коммерческого пилота. В период с 1980 по 1984 год, построено 1177 самолетов, производство прекращено в 1985 году. Самолет продавался как 172-й, но сертифицирован как Cessna 175.

Новый самолет Cessna 172 1970 года выпуска стоил 12500 долларов, при средней зарплате 6186 долларов США в год.

В 1986 году, в США сильно выросли расходы на страхование, что привело к росту цен на новые самолеты, а следовательно, и резкому спаду продаж. Из-за этого, Textron Aviation сняли с производства 5 моделей самолетов — 182, 206, 210, 185 и 172-й Skyhawk.

Такой же, но лучше

Спустя 10 лет перерыва, Цессна возвращает на рынок самолет в модификации 172R, а вместе с ним еще два планера: Skylane и Stationair.

Это не было стартом с чистого листа, летно-технические характеристики и возможности нового Skyhawk были в основном аналогичны предшественникам, но произведено множество значимых изменений.

Очень важно, что Cessna полностью изменила интерьер — приборную панель переработали и заменили пластик; обивка и качество сидений улучшились, их стало возможно регулировать по углу наклона; появилась новая система вентиляции. Планер стал лучше защищен от коррозии, улучшены звукоизоляция, остекление, внутреннее и внешнее освещение.

Это первый Skyhawk с инжекторным двигателем Lycoming IO-360-L2A мощностью 160 л.с. при 2400 об/мин. Простой в обслуживании, расход топлива 15–20 л/100 км, максимальная взлетная масса 1111 кг. Считается самым эффективным.

Комплектация предусматривала также новую линейку авионики Silver-Crown Plus. Оборудование было современным, но проблемным. Приобретая восстановленный Skyhawk, обращайте внимание на историю обслуживания авионики, в частности компьютера автопилота KAP140 и его сервоприводов.

К 1998 году двигатель доработали: количество оборотов увеличено до 2700 в минуту и в модель 172S, уже установили мотор мощностью 180 л.с. Максимальная взлетная масса выросла до 1159 кг.

В качестве стандартного оборудования установлены: пакет авионики Garmin G1000 и кожаные сиденья с удобными ремнями безопасности, встроены подушки безопасности AmSafe. Продается под названием Skyhawk SP, сертифицирован как Cessna 172S.

За легкость в управлении и возможности во время планирования, самолет получил прозвище Skyhawk (Скайхок) — небесный ястреб.

В 2010 году, была представлена модель Cessna 172 Electric-powered с электродвигателем. Аппарат, вероятно, планировали продавать как версию для прогулок и тренировок, где длительность разового полета редко превышает один час. В 2012 году прототип, работающий от двух быстросъемных батарей Panacis, выполнил несколько успешных тренировочных полетов, но так и не был запущен в производство.

Дизельная модель Skyhawk JT-A, была представлена в 2014 году с двигателем Continental CD-155 мощностью 155 л.с. Максимальная скорость 243 км/час, потребляет топлива на 11 л/час меньше и имеет максимальную дальность перелета 1639 км/час, что на 38% больше, чем 172 в базовой комплектации.

Внешне JT-A отличается тем, что воздухозаборники располагаются спереди и винт трехлопастной.

В данной ситуации, экономия на авиационном бензине, не перекрывает высокую стоимость аппарата и его обслуживания. JT-A больше интересен для летных школ, так как там на них действительно много летают. В 2018 году самолет снят с серийного производства, но доступен под заказ в качестве модификации.

Причина №3 — доступный

Журнал Plane & Pilot давал прогноз на 2021 год, что Skyhawk 1970 года выпуска будет стоить примерно 85000 долларов США. Мы нашли среди свежих объявлений о продаже один самолет этого года — владелец просит за него 79500 долларов.

Есть как минимум несколько причин, по которым покупка восстановленного самолета будет оправдана:

а) возможность сэкономить;

б) возможность подобрать интересную модификацию под личный проект.

Первые серийные модели Cessna 172 еще на ходу и поднимаются в небо. Какие-то самолеты сохранили свою аутентичность, какие-то переоборудовали под нужды владельца. Cessna 172 Skyhawk, конечно, нельзя сравнить с конструктором Лего, тем не менее, владельцы часто производят не просто замену отработанных узлов, а полную модернизацию.

Например: отсек для двигателя разработан таким образом, чтобы его было удобно обслужить или заменить. Так же и с приборной панелью — стандартный комплект приборов для визуального полета меняют на компьютеры Dynon или Garmin 1000 с функцией беспроводной связи, устанавливают автопилот.

Из объявлений: Cessna 172R, 2001 года выпуска, после эксплуатации в летной школе США, можно купить за 100000 долларов (цена не включает налог с продаж).

Если решите приобрести Cessna 172 б/у, обращайте внимание на общий налет судна. Помните, что это любимая модель для обучения в летных школах. Несмотря на то, что стойка шасси имеет большой запас прочности, новички много летают, но что важнее — отрабатывают взлет и посадку. Час за часом. Это отражается на износе всех систем.

Вы можете Cessna 172 купить б/у в России, а можете подключить к поиску одну из фирм, которые помогают подобрать самолеты по заданным параметрам. Они не ограничиваются предложением российского рынка и доставляют аппараты из США, и Европы. Представители фирмы помогут выбрать подходящий самолет, займутся транспортировкой, оформлением необходимых документов, произведут проверку, техническое обслуживание или ремонт.

Причина №4 — безопасный

Безопасность — пожалуй, это основная причина, по которой стоит Цессна 172 купить в качестве первого пилотируемого средства.

  • Прощает ошибки новичкам. Простой в пилотировании, имеет стабильные и предсказуемые манеры полета.
  • Низкая посадочная скорость, благодаря большим и хорошо продуманным закрылкам системы Фаулера.
  • Прочная конструкция. Сюда можно отнести и цельнометаллический корпус, и конструкцию шасси, которые имеют большой запас прочности и выдерживают нагрузку от 6 до 8–10 посадок в час.
  • AoA (angle-of-attack) — помогает контролировать полет на сниженной скорости, чтобы предотвратить сваливание. В базовой комплектации, датчик доступен с 2016 года.

Пилоты шутят, что менять направление полета можно даже при помощи двери, достаточно ее просто открыть или закрыть.

Не многие, после того как получат пилотское свидетельство, продолжают летать на 172-м. Машина перестает удовлетворять возросшие запросы пилотов в плане скорости и дальности перелета. С Цессной остаются те пилоты, для которых, в большей степени, важна атмосфера полета.

Причина №5 — надежный

В сети встречается мнение, что популярности Cessna 172 способствовали два знаменитых перелета:

  1. 1958 год. Боб Тим и Джо Кук совершили самый длительный и самый скучный беспосадочный перелет. В переделанном самолете они летали по кругу над юго-восточной пустыней и провели в воздухе, согласно википедии — 64 дня, 22 часа, 19 минут и пять секунд; пролетели за это время примерно 240000 километров.

Этот самолет «парит» под потолком в международном аэропорту McCarran, Las Vegas.

  1. 1987 год, 28 мая. Матиас Руст посадил Cessna 172B на Большом Москворецком мосту и «подрулил» на Красную Площадь.

В результате Матиас получил 4 года за хулиганство, нарушение авиационных законов и государственных границ. Из них он отсидел 1 год и был помилован, а самолет сейчас находится в берлинском музее Deutsches Technikmuseum.

Свидетельств, что эти перелеты организовали в Textron Avion, мы не нашли. Получается, что масштабная рекламная кампания, которая поведала миру о надежности самолета Cessna 172, обошлась производителю совершенно бесплатно.

Причина №6 — верность дизайну

Иногда, Скайхок сравнивают с автомобилем Фольксваген Жук за популярность, габариты и следование классическому дизайну «кабины». За последние 66 лет, меньше всего изменений произошло с внешним видом самолета — каждый этап был направлен на совершенствование надежности, аэродинамики, комфорта полета и обслуживания.

В Ассоциации владельцев самолетов и пилотов США (AOPA), подсчитали, что с началом пандемии, Skyhawk снова стал востребованным и по присутствию в небе, обошел даже популярный Boeing 737.

Интересно, что корпус самолета, по-прежнему делают из цельнометаллических пластин, а не композитных материалов, за что производитель часто подвергается критике. С точки зрения потребителя, такой подход оправдан. Металлический корпус проще и дешевле в обслуживании. К тому же процесс производства уже отлажен, а внедрение композитного корпуса, в конечном счете, увеличит стоимость самолета и расходы на его содержание, и ремонт.

В Cessna занимались разработкой композитной конструкции для своих самолетов, в том числе и для 172-й модели. Работа продвинулась до такой степени, что 2006-м году был представлен концепт самолет, но Skyhawk в композитном корпусе, в серию так и не поступил.

Причина №7 — расходы на обслуживание

Стоимость обслуживания Skyhawk рассчитать сложно — она будет зависеть от модификации и места базирования. Если на обслуживании самолета можно сэкономить, получив «свидетельство технического специалиста», то за базирование и пользование ВПП, придется платить аэродрому.

Для примера возьмем расценки одного из подмосковных аэродромов, «Мячково». Чтобы самолет мог стоять под крышей, аренда ангара будет стоить 40000 руб/мес.

Размещение же воздушного судна с массой до 3 тн и размахом крыла/диаметром винта до 12 м, стоит:

На грунтовых площадках15000 руб/мес
На асфальтированных/бетонных площадках22000 руб/мес
Временное размещение при отсутствии договора (до 8 часов)1000 руб
Временное размещение при отсутствии договора (сутки)2000 руб
Взлет/посадка1200 руб

При этом тренировочный полет в аэроклубах подмосковья на 172-м стоит 14700–19000 руб за 60 минут полета с инструктором. Взять самолет в прокат для самостоятельного полета сложнее, но тоже возможно.

По сравнению с другими брендами, запчасти Cessna достаточно недороги. Textron Aviation имеет развитую сеть сервисных центров по всему миру, а бывшие в употреблении детали обычно доступны в изобилии. Плюс, благодаря популярности, техники отлично знают этот самолет.

Габариты
Длина8,3 м
Высота2,7 м
Размах крыльев11 м
Площадь крыла16,17 кв.м
Размер салона
Высота1,2 м
Ширина1 м
Длина3,6 м
Максимальное количество человек4
Вместимость багажа
Масса54 кг
Объем0,85 куб. м
Вес
Масса пустого самолета762 кг
Максимальная взлетная масса1160 кг
Максимальный взлетный вес1157 кг
Максимальный посадочный вес1157 кг
Полезный вес топлива144 кг
Полезный объем топлива201 л
Полезная нагрузка389 кг
Максимальная полезная нагрузка395 кг
Полная полезная нагрузка топлива254 кг
Летные характеристики
Максимальная крейсерская скорость230 км/ч
Максимальная дальность полета1185 км
Взлетная дистанция497 м
Разбег при взлете293 м
Посадочная дистанция407 м
Пробег при посадке175 м
Максимальная высота полета4267 м
Максимальная скорость набора высоты223 м/мин
Максимальная скорость полета302 км/ч
Скорость сваливания89 км/ч
Двигатель
ПроизводительLycoming (Лайкоминг)
МодельIO-360-L2A
Выходная мощность180 л.с.
ВинтMcCauley (МакКоли)
Данные о производительности основаны на стандартных условиях при отсутствии ветра. Производительность предполагает ровную сухую взлетно-посадочную полосу с твердым покрытием. Полет с одним пилотом на 45% мощности с 45 минут резерва.

Популярные вопросы:

Какие документы нужны для легальных полетов в РФ на Цессна 172?

На основе ФАП-128, п. 2.20, мы составили чек-лист со списком документов необходимых для полетов на легкомоторном судне:

  1. свидетельство о государственной регистрации;
  2. сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
  3. разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;
  4. свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья;
  5. справку о прохождении проверки навыков;
  6. список находящихся на борту воздушного судна лиц;
  7. в случае, если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме.

В темноте можно летать на «визуальных» самолётах?

Пилот, при подготовке на получение лицензии частного пилота, «должен иметь 3 часа налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и посадок ночью, выполняя обязанности командира воздушного судна». Цитата из ФАП-147, п. 3.3.

Ограничение — аэродром должен быть оборудован прожекторами для подсветки полосы.

Что нужно сделать, чтобы стать пилотом Цесна с нуля, если тебе за 30?

Значение имеет состояние вашего здоровья, а не количество лет.

Проведите ознакомительный полет на ближайшем аэродроме, побеседуйте с инструктором, чтобы понимать, нужно ли вам это. Чаще всего, при аэродромах есть летные школы или курсы.

Стоимость курсов отличается по регионам и форме обучения, в подмосковье очный курс обучения пилотированию на Cessna 172 может стоить 890000 руб. Чек включает: 240 академических часов теории, 7 часов практики на симуляторе, 40 часов летная подготовка.

Прежде чем покупать курс, также рекомендуем найти о нем отзывы и проверить разрешительные документы.

Как получить свидетельство технического специалиста, для того чтобы самостоятельно ремонтировать ВС?

Выдача свидетельств авиационного персонала, это государственная услуга, которая предоставляет Росавиация через свои территориальные органы.

Если я буду обучаться полетам на Cessna 172, смогу ли летать на других самолетах?

В свидетельстве частного пилота, будет графа о квалификационной отметке, где по-русски указано «самолет с одним двигателем, сухопутный», и на английском языке «single engine land», без привязки к модели. Допустимая взлетная масса такого самолета до 5700 кг. Получается, что вы сможете летать практически на всех однодвигательных самолетах.

В видео ниже в деталях разобрали процесс обучения:

_______________

Подпишитесь на наши новости

                   

    ru_RURussian
    Cessna 172 Skyhawk — новый виток популярности | And Now Pleasure

    And Now Pleasure

    Cessna 172 Skyhawk — характеристики, история, причины популярности

    Cessna 172 Skyhawk

    Вездесущий Skyhawk

    Cessna 172 — одномоторный моноплан с высокорасположенным крылом и цельнометаллическим корпусом. Задумывался как «летающий автомобиль», а стал «легендой», «классикой» гражданской авиации и «летающей партой».

    Один из самых популярных монопланов в истории авиации. В период с 1956 по 2020 г., продано примерно 43000 самолетов, включая модификации.

    Пандемия вообще положительно сказалась на объеме авиаперевозок и спрос на легкие самолеты вырос. В 2020 году был продан 241 самолет Cessna 172SP и Skyhawk снова стал самым продаваемым самолетом гражданской авиации в своем классе. Для сравнения — в 2019 году продано 126 шт.

    Cessna 172 Skyhawk который можно купить с производственных линий в Уичито, штат Канзас сегодня, имеет следующие характеристики:

    Максимальная крейсерская скорость230 км/ч
    Максимальная скорость полета302 км/ч
    Максимальная дальность полета1185 км
    Максимальная высота полета4267 м
    Максимальный взлетный вес1157 кг
    Полезный объем топлива201 л
    Вместимость багажа54 кг
    Максимальное количество человек4

    На новый Cessna 172, установилась цена минимум 432000 долларов.

    Как видно из ТТХ, это не самый резвый самолет по современным меркам, да и для участия в конкурсах красоты он тоже не предназначен. Skyhawk получился каким-то целостным, в нем простота конструкции сочетается с технологичностью — такое комфортное ретро с современной авионикой Garmin G1000 NXi; в салоне удобные кресла с возможностью регулировки, кондиционер, светодиодная подсветка, и даже USB-разъемы.

    На сайте Textron Aviation можно скачать рекламную брошюру (мы ее перенесли себе  для вашего удобства), в ней есть детальное описание нового самолета.

    Причина №1 — многоцелевой

    Первый серийный Cessna выпустили в 1956 году и он сразу стал популярным. В Америке хорошо развита сеть малых взлетно-посадочных полос, а легкому Цессна достаточно было 200 м для взлета и 400 м для посадки, к тому же он способен приземлиться даже на грунтовой ВПП. На тот момент, это стало явным конкурентным преимуществом.

    На старте продаж цена базовой модели составляла 8995 долларов США. За первые 5 лет производства продано 4195 машин.

    Как в 50-е годы, так и сегодня, на 172-м летают не только частные пилоты, влюбленные в небо, он отлично подходит для коммерческого использования. И здесь одно другому не мешает.

    Вот самые популярные примеры:

    • обучение пилотированию — используют летные школы и частные инструкторы;
    • аренда самолета — для самостоятельного пилотирования;
    • ближние перевозки — деловые и частные, чтобы быстро добраться до удаленных или труднодоступных мест;
    • воздушный туризм — благодаря расположению крыльев и панорамному остеклению, из кабины 172-го отрывается обзор 360 градусов; можно организовать короткую обзорную экскурсию, романтическое свидание, фото или видеосъемку, например, полета над русским севером;
    • состоит на вооружении ВВС различных стран — чаще используют как летный тренажер, а также для топосъемки и перевозки раненых.

    Причина №2 — бесчисленное множество модификаций

    Ведя разговор о Cessna 172, невозможно игнорировать его историю. За 66 лет, выпущено более 25 базовых моделей самолета Cessna 172 и мы не возьмемся подсчитать сколько же их было на самом деле. Каждая новая модель несла в себе те или иные изменения о которых сложно рассказать в одной статье, но некоторые моменты хочется упомянуть.

    Быстрый взлет

    Впервые прототип 172-го презентовали в ноябре 1955 года. В наследство от предшественника, четырехместного моноплана Цессна 170, ему достались: цельнометаллический корпус, количество двигателей, трехколесное шасси, высокорасположенное крыло с V-образными стойками.

    Из нового — изменилось хвостовое оперение; появился комплект приборов для визуального полета, небольшой багажный отсек, салон стал комфортнее. Что касается шасси, то оно осталось трехопорным, но стойку изменили и переднее колесо стало поворотным; теперь все процессы на земле, в том числе рулежка упростились.

    Движущая сила — шестицилиндровый поршневой мотор Continental O-300, мощностью 145 л.с. Межремонтный период такого двигателя составлял 1800 часов. Попытка устанавливать более сложные модели Continental не увенчалась успехом — при использовании на низких оборотах, возникали проблемы с надежностью.

    К 1960 году, конструкторы изменили хвостовое оперение и предусмотрели крепления для поплавковых шасси, это расширило область применения самолета.

    В 1965 году вышла модель 172F, которую по лицензии собирали во Франции. На ее базе разработан T-41A Mescalero — первый учебно-тренировочный самолет для ВВС США.

    Отзыв: «Эти самолеты очень хорошо построены и всегда будут нашим первым выбором для летной подготовки». Epic Flight Academy, США.

    С 1968 года, Cessna ставит на свои самолеты двигатели компании Lycoming Engines. Первым стал мотор серии O-320 мощностью 150 л.с., это на 5 л.с. больше, чем у Continental. Минимальные требования — топливо с октановым числом 80/87 или 100, в зависимости от модификации.

    Все попытки Cessna установить на Skyhawk более сложные двигатели, значительно увеличивали стоимость самолетов и расходы на их обслуживание. Модели FR172 Reims и R172K Hawk XP, в разное время производили по лицензии в Европе с инжекторным двигателем Continental серии IO-360, но не получили распространение.

    Cessna 172RG Cutlass примечателен тем, что оснащен винтом с изменяемым шагом, двигателем Lycoming O-360-F1A6 мощностью 180 л.с. и убирающимися шасси. Все это позволяло развивать крейсерскую скорость до 260 км/ч и улучшило взлетные характеристики. Цена была на 19000 долларов выше, чем у базовой модели того же года выпуска.

    В основном закупался летными школами США как сложный тренажер, налет на таком необходим для получения лицензии коммерческого пилота. В период с 1980 по 1984 год, построено 1177 самолетов, производство прекращено в 1985 году. Самолет продавался как 172-й, но сертифицирован как Cessna 175.

    Новый самолет Cessna 172 1970 года выпуска стоил 12500 долларов, при средней зарплате 6186 долларов США в год.

    В 1986 году, в США сильно выросли расходы на страхование, что привело к росту цен на новые самолеты, а следовательно, и резкому спаду продаж. Из-за этого, Textron Aviation сняли с производства 5 моделей самолетов — 182, 206, 210, 185 и 172-й Skyhawk.

    Такой же, но лучше

    Спустя 10 лет перерыва, Цессна возвращает на рынок самолет в модификации 172R, а вместе с ним еще два планера: Skylane и Stationair.

    Это не было стартом с чистого листа, летно-технические характеристики и возможности нового Skyhawk были в основном аналогичны предшественникам, но произведено множество значимых изменений.

    Очень важно, что Cessna полностью изменила интерьер — приборную панель переработали и заменили пластик; обивка и качество сидений улучшились, их стало возможно регулировать по углу наклона; появилась новая система вентиляции. Планер стал лучше защищен от коррозии, улучшены звукоизоляция, остекление, внутреннее и внешнее освещение.

    Это первый Skyhawk с инжекторным двигателем Lycoming IO-360-L2A мощностью 160 л.с. при 2400 об/мин. Простой в обслуживании, расход топлива 15–20 л/100 км, максимальная взлетная масса 1111 кг. Считается самым эффективным.

    Комплектация предусматривала также новую линейку авионики Silver-Crown Plus. Оборудование было современным, но проблемным. Приобретая восстановленный Skyhawk, обращайте внимание на историю обслуживания авионики, в частности компьютера автопилота KAP140 и его сервоприводов.

    К 1998 году двигатель доработали: количество оборотов увеличено до 2700 в минуту и в модель 172S, уже установили мотор мощностью 180 л.с. Максимальная взлетная масса выросла до 1159 кг.

    В качестве стандартного оборудования установлены: пакет авионики Garmin G1000 и кожаные сиденья с удобными ремнями безопасности, встроены подушки безопасности AmSafe. Продается под названием Skyhawk SP, сертифицирован как Cessna 172S.

    За легкость в управлении и возможности во время планирования, самолет получил прозвище Skyhawk (Скайхок) — небесный ястреб.

    В 2010 году, была представлена модель Cessna 172 Electric-powered с электродвигателем. Аппарат, вероятно, планировали продавать как версию для прогулок и тренировок, где длительность разового полета редко превышает один час. В 2012 году прототип, работающий от двух быстросъемных батарей Panacis, выполнил несколько успешных тренировочных полетов, но так и не был запущен в производство.

    Дизельная модель Skyhawk JT-A, была представлена в 2014 году с двигателем Continental CD-155 мощностью 155 л.с. Максимальная скорость 243 км/час, потребляет топлива на 11 л/час меньше и имеет максимальную дальность перелета 1639 км/час, что на 38% больше, чем 172 в базовой комплектации.

    Внешне JT-A отличается тем, что воздухозаборники располагаются спереди и винт трехлопастной.

    В данной ситуации, экономия на авиационном бензине, не перекрывает высокую стоимость аппарата и его обслуживания. JT-A больше интересен для летных школ, так как там на них действительно много летают. В 2018 году самолет снят с серийного производства, но доступен под заказ в качестве модификации.

    Причина №3 — доступный

    Журнал Plane & Pilot давал прогноз на 2021 год, что Skyhawk 1970 года выпуска будет стоить примерно 85000 долларов США. Мы нашли среди свежих объявлений о продаже один самолет этого года — владелец просит за него 79500 долларов.

    Есть как минимум несколько причин, по которым покупка восстановленного самолета будет оправдана:

    а) возможность сэкономить;

    б) возможность подобрать интересную модификацию под личный проект.

    Первые серийные модели Cessna 172 еще на ходу и поднимаются в небо. Какие-то самолеты сохранили свою аутентичность, какие-то переоборудовали под нужды владельца. Cessna 172 Skyhawk, конечно, нельзя сравнить с конструктором Лего, тем не менее, владельцы часто производят не просто замену отработанных узлов, а полную модернизацию.

    Например: отсек для двигателя разработан таким образом, чтобы его было удобно обслужить или заменить. Так же и с приборной панелью — стандартный комплект приборов для визуального полета меняют на компьютеры Dynon или Garmin 1000 с функцией беспроводной связи, устанавливают автопилот.

    Из объявлений: Cessna 172R, 2001 года выпуска, после эксплуатации в летной школе США, можно купить за 100000 долларов (цена не включает налог с продаж).

    Если решите приобрести Cessna 172 б/у, обращайте внимание на общий налет судна. Помните, что это любимая модель для обучения в летных школах. Несмотря на то, что стойка шасси имеет большой запас прочности, новички много летают, но что важнее — отрабатывают взлет и посадку. Час за часом. Это отражается на износе всех систем.

    Вы можете Cessna 172 купить б/у в России, а можете подключить к поиску одну из фирм, которые помогают подобрать самолеты по заданным параметрам. Они не ограничиваются предложением российского рынка и доставляют аппараты из США, и Европы. Представители фирмы помогут выбрать подходящий самолет, займутся транспортировкой, оформлением необходимых документов, произведут проверку, техническое обслуживание или ремонт.

    Причина №4 — безопасный

    Безопасность — пожалуй, это основная причина, по которой стоит Цессна 172 купить в качестве первого пилотируемого средства.

    • Прощает ошибки новичкам. Простой в пилотировании, имеет стабильные и предсказуемые манеры полета.
    • Низкая посадочная скорость, благодаря большим и хорошо продуманным закрылкам системы Фаулера.
    • Прочная конструкция. Сюда можно отнести и цельнометаллический корпус, и конструкцию шасси, которые имеют большой запас прочности и выдерживают нагрузку от 6 до 8–10 посадок в час.
    • AoA (angle-of-attack) — помогает контролировать полет на сниженной скорости, чтобы предотвратить сваливание. В базовой комплектации, датчик доступен с 2016 года.

    Пилоты шутят, что менять направление полета можно даже при помощи двери, достаточно ее просто открыть или закрыть.

    Не многие, после того как получат пилотское свидетельство, продолжают летать на 172-м. Машина перестает удовлетворять возросшие запросы пилотов в плане скорости и дальности перелета. С Цессной остаются те пилоты, для которых, в большей степени, важна атмосфера полета.

    Причина №5 — надежный

    В сети встречается мнение, что популярности Cessna 172 способствовали два знаменитых перелета:

    1. 1958 год. Боб Тим и Джо Кук совершили самый длительный и самый скучный беспосадочный перелет. В переделанном самолете они летали по кругу над юго-восточной пустыней и провели в воздухе, согласно википедии — 64 дня, 22 часа, 19 минут и пять секунд; пролетели за это время примерно 240000 километров.

    Этот самолет «парит» под потолком в международном аэропорту McCarran, Las Vegas.

    1. 1987 год, 28 мая. Матиас Руст посадил Cessna 172B на Большом Москворецком мосту и «подрулил» на Красную Площадь.

    В результате Матиас получил 4 года за хулиганство, нарушение авиационных законов и государственных границ. Из них он отсидел 1 год и был помилован, а самолет сейчас находится в берлинском музее Deutsches Technikmuseum.

    Свидетельств, что эти перелеты организовали в Textron Avion, мы не нашли. Получается, что масштабная рекламная кампания, которая поведала миру о надежности самолета Cessna 172, обошлась производителю совершенно бесплатно.

    Причина №6 — верность дизайну

    Иногда, Скайхок сравнивают с автомобилем Фольксваген Жук за популярность, габариты и следование классическому дизайну «кабины». За последние 66 лет, меньше всего изменений произошло с внешним видом самолета — каждый этап был направлен на совершенствование надежности, аэродинамики, комфорта полета и обслуживания.

    В Ассоциации владельцев самолетов и пилотов США (AOPA), подсчитали, что с началом пандемии, Skyhawk снова стал востребованным и по присутствию в небе, обошел даже популярный Boeing 737.

    Интересно, что корпус самолета, по-прежнему делают из цельнометаллических пластин, а не композитных материалов, за что производитель часто подвергается критике. С точки зрения потребителя, такой подход оправдан. Металлический корпус проще и дешевле в обслуживании. К тому же процесс производства уже отлажен, а внедрение композитного корпуса, в конечном счете, увеличит стоимость самолета и расходы на его содержание, и ремонт.

    В Cessna занимались разработкой композитной конструкции для своих самолетов, в том числе и для 172-й модели. Работа продвинулась до такой степени, что 2006-м году был представлен концепт самолет, но Skyhawk в композитном корпусе, в серию так и не поступил.

    Причина №7 — расходы на обслуживание

    Стоимость обслуживания Skyhawk рассчитать сложно — она будет зависеть от модификации и места базирования. Если на обслуживании самолета можно сэкономить, получив «свидетельство технического специалиста», то за базирование и пользование ВПП, придется платить аэродрому.

    Для примера возьмем расценки одного из подмосковных аэродромов, «Мячково». Чтобы самолет мог стоять под крышей, аренда ангара будет стоить 40000 руб/мес.

    Размещение же воздушного судна с массой до 3 тн и размахом крыла/диаметром винта до 12 м, стоит:

    На грунтовых площадках15000 руб/мес
    На асфальтированных/бетонных площадках22000 руб/мес
    Временное размещение при отсутствии договора (до 8 часов)1000 руб
    Временное размещение при отсутствии договора (сутки)2000 руб
    Взлет/посадка1200 руб

    При этом тренировочный полет в аэроклубах подмосковья на 172-м стоит 14700–19000 руб за 60 минут полета с инструктором. Взять самолет в прокат для самостоятельного полета сложнее, но тоже возможно.

    По сравнению с другими брендами, запчасти Cessna достаточно недороги. Textron Aviation имеет развитую сеть сервисных центров по всему миру, а бывшие в употреблении детали обычно доступны в изобилии. Плюс, благодаря популярности, техники отлично знают этот самолет.

    Габариты
    Длина8,3 м
    Высота2,7 м
    Размах крыльев11 м
    Площадь крыла16,17 кв.м
    Размер салона
    Высота1,2 м
    Ширина1 м
    Длина3,6 м
    Максимальное количество человек4
    Вместимость багажа
    Масса54 кг
    Объем0,85 куб. м
    Вес
    Масса пустого самолета762 кг
    Максимальная взлетная масса1160 кг
    Максимальный взлетный вес1157 кг
    Максимальный посадочный вес1157 кг
    Полезный вес топлива144 кг
    Полезный объем топлива201 л
    Полезная нагрузка389 кг
    Максимальная полезная нагрузка395 кг
    Полная полезная нагрузка топлива254 кг
    Летные характеристики
    Максимальная крейсерская скорость230 км/ч
    Максимальная дальность полета1185 км
    Взлетная дистанция497 м
    Разбег при взлете293 м
    Посадочная дистанция407 м
    Пробег при посадке175 м
    Максимальная высота полета4267 м
    Максимальная скорость набора высоты223 м/мин
    Максимальная скорость полета302 км/ч
    Скорость сваливания89 км/ч
    Двигатель
    ПроизводительLycoming (Лайкоминг)
    МодельIO-360-L2A
    Выходная мощность180 л.с.
    ВинтMcCauley (МакКоли)
    Данные о производительности основаны на стандартных условиях при отсутствии ветра. Производительность предполагает ровную сухую взлетно-посадочную полосу с твердым покрытием. Полет с одним пилотом на 45% мощности с 45 минут резерва.

    Популярные вопросы:

    Какие документы нужны для легальных полетов в РФ на Цессна 172?

    На основе ФАП-128, п. 2.20, мы составили чек-лист со списком документов необходимых для полетов на легкомоторном судне:

    1. свидетельство о государственной регистрации;
    2. сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
    3. разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;
    4. свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья;
    5. справку о прохождении проверки навыков;
    6. список находящихся на борту воздушного судна лиц;
    7. в случае, если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме.

    В темноте можно летать на «визуальных» самолётах?

    Пилот, при подготовке на получение лицензии частного пилота, «должен иметь 3 часа налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и посадок ночью, выполняя обязанности командира воздушного судна». Цитата из ФАП-147, п. 3.3.

    Ограничение — аэродром должен быть оборудован прожекторами для подсветки полосы.

    Что нужно сделать, чтобы стать пилотом Цесна с нуля, если тебе за 30?

    Значение имеет состояние вашего здоровья, а не количество лет.

    Проведите ознакомительный полет на ближайшем аэродроме, побеседуйте с инструктором, чтобы понимать, нужно ли вам это. Чаще всего, при аэродромах есть летные школы или курсы.

    Стоимость курсов отличается по регионам и форме обучения, в подмосковье очный курс обучения пилотированию на Cessna 172 может стоить 890000 руб. Чек включает: 240 академических часов теории, 7 часов практики на симуляторе, 40 часов летная подготовка.

    Прежде чем покупать курс, также рекомендуем найти о нем отзывы и проверить разрешительные документы.

    Как получить свидетельство технического специалиста, для того чтобы самостоятельно ремонтировать ВС?

    Выдача свидетельств авиационного персонала, это государственная услуга, которая предоставляет Росавиация через свои территориальные органы.

    Если я буду обучаться полетам на Cessna 172, смогу ли летать на других самолетах?

    В свидетельстве частного пилота, будет графа о квалификационной отметке, где по-русски указано «самолет с одним двигателем, сухопутный», и на английском языке «single engine land», без привязки к модели. Допустимая взлетная масса такого самолета до 5700 кг. Получается, что вы сможете летать практически на всех однодвигательных самолетах.

    В видео ниже в деталях разобрали процесс обучения:

    _______________

    Подпишитесь на наши новости

                     

      ru_RURussian